Статьи и практика /
495
580
60
41

Земельный налог

На основании 31 главы Налогового кодекса Российской Федерации должен уплачиваться земельный налог. Относится он к местным налогам и уплачивают его физические лица, учреждения и организации, обладающие земельными участками на праве наследуемого пожизненного владения, постоянного пользования либо на праве собственности.

На основании 31 главы Налогового кодекса Российской Федерации должен уплачиваться земельный налог. Относится он к местным налогам и уплачивают его физические лица, учреждения и организации, обладающие земельными участками на праве наследуемого пожизненного владения, постоянного пользования либо на праве собственности. Налог является обязательным к уплате на территории муниципальных образований, где представительными органами принят правовой акт о введении данного налога. Вместе с установлением налога представительные органы устанавливают и налоговые ставки, сроки и порядок уплаты, льготы и систему их использования.

Частной собственностью считаются земельные участки, которые приобретаются физическими или юридическими лицами в соответствии с Законодательством. Относительно приобретения участков в собственность, граждане, учреждения и организации обладают равными возможностями и одинаковым доступом. Находящиеся в собственности муниципалитета или государства земельные участки могут быть предоставлены в собственность как юридических, так и физических лиц. Исключением являются только те участки, которые в соответствии с Федеральным Законом и ЗК РФ, не могут быть в чaстной собственности.

Иностранные граждане, иностранные организации и учреждения и лица без гражданства не могут владеть земельными участками, располагающимися в приграничных зонах. Весь перечень территорий, которые не могут находиться в собственности иностранцев и иностранных организаций, устанавливается Президентом РФ. В бессрочное постоянное пользование участки предоставляются только казенным предприятиям, муниципальным и государственным организациям, центрам наследия истории, органам местного самоуправления и государственной власти. Что касается граждан, тo им участки в бессрочное пользование не могут быть предоставлены. Если же земельный участок находится в муниципальной или государственной собственности, то право пожизненного нaследуемого владения за человеком сохраняется. После введения и утверждения Земельного кодека, на праве пожизненного наследуемого владения предоставление участков гражданам не допускается. Исключение составляют только случаи, когда участок достался путем перехода прав по наследству. А государственная регистрация должна осуществляться при предъявлении свидетельство о праве наследования и на его основании.

Обычно положение об уплате земельного налога налогоплательщика воспринимается слишком буквально. Многие ошибочно думают, что если нет правоустанавливающего документа на участок и не произведена регистрация, то платить данный налог не следует.

Регистрация прав граждан на земельные участки началась с 1998 года, до этого момента права налогоплательщиков не регистрировались. Федеральный закон четко поясняет необходимость уплаты налога и физическими и юридическими лицами, даже если права на земельный участок не были зарегистрированы. Налогоплательщиком может признаться и организация и физическое лицо на основании решения органов местного самоуправления. Факт отсутствия регистрации не является причиной для неуплаты налога.

От уплаты земельного налога освобождены полностью следующие учреждения и организации:

- учреждения уголовно-исполнительного характера относительно участков для выполнения непосредственных обязанностей;

- религиозные организации относительно участков, где расположены здания и другие строения благотворительного предназначения;

- организации относительно участков под автомобильные дороги общего пользования государственного назначения;

- общественные организации инвалидов относительно земельных участков для уставной деятельности;

- организации, где уставной капитал представлен вкладами общероссийских организаций инвалидов, и число сотрудников-инвалидов составляет не менее 50% относительно земельных участков, которые применяются для производственных работ, реализации товаров, услуг и работ.

- организации инвалидов, которые являются единственными собственниками имущества, используемого в культурных, лечебно-оздоровительных, научных и других целях для реабилитации и защиты инвалидов и для оказания помощи им;

- учреждения народных промыслов относительно участков, которые располагаются в местах бытования художественных промыслов и применяются для реализации или производства их;

- учреждения и организации, расположенные в особой экономической зоне, относительно земельных участков, находящихся в такой зоне на срок в пять лет;

- физические лица или общины малочисленных народов Сибири, Севера, Дальнего Востока относительно участков, которые могут быть использованы для развития и поддержания традиционного образа жизни и промыслов данных народов.

Кроме того, существуют определенные категории граждан, которые могут пользоваться льготами относительно уплаты земельного налога:

- полные кавалеры орденов Славы, Герои РФ, Герои Советского Союза;

- инвалиды с детства;

- инвалиды I, II, и III групп инвалидности;

- инвалиды и ветераны боевых действий и ВОВ;

- лица, которые имеют право получения социальной помощи в соответствии с Законами о последствиях катастрофы на ЧАЭС, аварии на «Маяк», отбросов в реку «Теча» и впоследствии испытаний на Семипалатинском полигоне;

- лица, которые принимали участие в испытании оружия (термоядерного и ядерного), ликвидации аварий установок ядерного характера на военных объектах;

- лица, перенесшие или получившие лучевую болезнь.

Воспользоваться льготами можно на основании документов, которые смогут подтвердить данное право. Предоставляются они в налоговый орган.

Календарный год – налоговый период земельного налога с отчетными периодами первого, второго и третьего кварталов. Все авансовые платежи и сам земельный налог должны быть уплачены в установленные срoки и в надлежащем порядке в соответствии с нормативными актами. 397 статья первый пункт НК говорит о том, что земельный налог не может быть установлен для организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей ранее, чем 1 февраля следующего за истекшим гoдом налогового периода. Данные организации рассчитывают сумму авансового платежа и налога самостоятельно. Что касается физических лиц, то ими уплачивается все в соответствии с налоговым уведомлением.

По истечении первого, вторoго и третьего кварталов определяется сумма авансовых платежей как четвертая часть налоговой процентной ставки кадастровой стоимости участка. Земельный налог исчисляется как разница между авансовыми платежами и суммой налога.

Налоговая декларация дoлжна быть предоставлена налогоплательщиками не позже 1 февраля следующего за истекшим налоговым периодом года. Если имеются какие-либо льготы, то документы, подтверждающие данный факт, должны быть предоставлены по месту нахождения зeмельного участка в налоговые инстанции.

Получить более подробную информацию и уточнить все детали можно, обратившись к специалистам, которые помогут правильно составить любые документы и разобраться во всех нюансах. Обращаясь к опытным юристам, вы гарантируете качественный результат.


31.12.2013