Статьи и практика /
495
580
60
41

Последняя редакция закона о прописке

Вопрос прописки сейчас является актуальной и острой темой, и это относится не только к столичным жителям, но и к тем, кто проживает в иных городах. Такая значимость связана с относительно недавно вышедшими (28 декабря 2013г.) редакциями к закону «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

Закон № 5241-1, о котором идет речь, был принят в 1993 году. Одной из его целей является регулирование официальных уведомлений государства о месте настоящего проживания гражданина. С данным аспектом быта современного человека, вынужденного вести довольно мобильный образ жизни, связано множество необходимых уточнений, которые и были отражены в новой редакции.

Вопросы граждан РФ, возникающие в связи с упомянутым законом, касаются возможности регистрации и ее отсутствия по месту фактического проживания. К примеру, данный вопрос важен для молодоженов и разводящихся супругов: многие из них не спешат менять указанные в паспорте данные о прописке сразу вместе с изменением семейного положения и места жительства. Будет ли данное поведение в глазах современного законодательства считаться наказуемым деянием? Также заинтересованы в разъяснении данной темы многие и многие граждане, работающие в крупных городах, тогда как в имеющейся прописке значится иной населенный пункт. Новая редакция закона о прописке имеет важное значение как для сменяющих место жительства граждан, так и тех, кто владеет жильем, в котором проживают незарегистрированные там лица.

Что касается проживания в городах федерального значения (имеются в виду Санкт-Петербург и Москва) лиц, зарегистрированных в населенных пунктах соответствующих (Ленинградской и Московской) областей, а также обратных случаев, новая редакция закона, в частности – статьи 5, делает данные ситуации абсолютно допустимыми. Таким образом, зарегистрированные жители одной из столиц могут спокойно проживать в области и наоборот, не опасаясь нарушить тем самым закон о прописке. Указанные правила аналогично распространяются на любые случаи, когда гражданин мигрирует в иной населенный пункт в рамках региона, в котором у него имеется официальная регистрация. В подобной ситуации у гражданина отсутствует надобность переоформлять свою прописку.

В случае с изменениями места жительства членов одной семьи, новая редакция рассматриваемого закона предусматривает также отсутствие необходимости в выписке с прежнего места жительства и регистрации по месту нового проживания. Это правило применимо к таким родственникам, как дети и родители владельца жилья (как родные, так и приемные), супруги детей и родителей, супруг или супруга самого владельца жилья, его дедушки/бабушки, а также внуки. В подобных ситуациях не подлежит наказанию и привлечению к ответственности ни владелец квартиры, имеющий регистрацию в ней, ни проживающие там его родственники. Статья КоАП  19.15.1 в редакции от 15 февраля 2014 содержит подробности данных положений.

Важным положением новой редакции закона о местах жительства граждан РФ является определение так называемой фиктивной регистрации. Данный аспект описывается в статье 2. Стоит отнестись к этому понятию с предельной внимательностью, поскольку факт фиктивной регистрации влечет за собой согласно статье 322.2 УК РФ настоящую уголовную ответственность. Для возбуждения уголовного дела по этому вопросу является достаточным наличие одного из нижеприведенных фактов:

·  регистрация определенного лица на жилплощади при отсутствии намерения ее собственника представлять данное жилье для проживания;

·  регистрация определенного лица на жилплощади при отсутствии у него намерения проживать там;

·  предоставление заведомо недостоверных данных и документов при оформлении регистрации.

Определением состава преступления в данных ситуациях занимаются сотрудники Федеральной миграционной службы. Одними из ключевых критериев обвинения являются умышленность преступных действий, материальная заинтересованность злоумышленника и степень причиняемого им общественного вреда.

Важно помнить в данной ситуации о статье КоАП 19.15.2, рассматривающей наличие нарушений правил регистрации, в том числе и тех, которые не описываются в упоминаемой выше статье 322.2 УК РФ. Опираясь на нормы данной статьи, в ситуации отсутствия регистрации по месту жительства проживающего в квартире или доме жильца или собственника жилья можно привлечь к ответственности по довольно широкому спектру причин.

Однако в отношении рассматриваемого вопроса имеет значение и законодательно определенная (статьей 5 закона о свободе передвижения) возможность обхождения любого гражданина без обязательной регистрации по месту пребывания на протяжении 90 дней.

19.10.2014