Статьи и практика /
495
580
60
41

Оказание некачественной медицинской помощи

Проблема плохого качества медицинской помощи в настоящее время, увы, как нельзя актуальна. В этом комплексном вопросе задействованы обе стороны: как медицинские работники с чиновниками, причастными к организации услуг системы здравоохранения, так и потребители данных услуг, то есть пациенты, не знающие свои права и не умеющие их отстаивать.

Все аспекты ненадлежащего качества медицинской помощи, включая некорректное отношение врачей или недобросовестное выполнение ими своих обязанностей, должны быть в обязательном порядке вынесены на обсуждение для дальнейшего улучшения ситуации.

Законодательство РФ рассматривает возможные ситуации, связанные с оказанием медицинских услуг гражданам в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 25.06.2012 № 89, № 93). Согласно нормам и правилам закона об охране здоровья, в частности, в статье 11, отказ в предоставлении медицинской помощи недопустим и карается в соответствии со статьей 124 Уголовного Кодекса РФ. Важно добавить, что, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» полномочия пациентов медицинских учреждений, получающих их услуги в рамках добровольного или обязательного страхования, в оспаривании качества оказанных услуг расширяются и дополняются нормами статьи 9 Закона о Защите Прав Потребителей. Положения данного закона распространяются на все виды медицинской помощи, не исключая бесплатные услуги. Таким образом, закон обеспечивает возможность пациенту требовать к рассмотрению качество любых медицинских услуг.

Как обезопасить себя на случай ненадлежащего качества медицинского сервиса

Стоит всегда сохранять любые виды имеющейся на руках медицинской документации, включая бумаги, касающиеся оплаты медицинской помощи. Подобные действия не только окажутся полезными для организационной части процесса лечения, но и будут служить хорошей доказательной базой в случае необходимости обращения в суд.

Медицинская карта – документ первостепенной важности. Вот почему в большинстве случаев пациенты не имеют к ней полноценного доступа. Однако предоставить в распоряжение копию данных материалов персонал учреждения здравоохранения обязан. Те же условия характерны и в отношении результатов исследований и анализов – коль скоро пациент изъявляет желание иметь на руках экземпляры данных документов, он имеет полное право их получить как минимум в виде копий.

Документ «Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ», а именно пункт 9 статьи 30, обеспечивает пациенту возможность получения максимально понятного и полного объяснения информации в отношении назначаемого лечения. Это означает, что получающее медицинские услуги лицо имеет полное право требовать от врача детального разъяснения всех особенностей своего состояния и связанных с этим необходимых действий. В случае отказа от выполнения подобной просьбы необходимо обратиться к лицам, занимающим руководящие должности в данном учреждении.

В случае необходимости действий, требующих максимальной ответственности, например, хирургической операции, в целях получения как можно большей информации о необходимости данного шага стоит обратиться за консультацией к другим специалистам, выслушав их мнения на этот счет. В итоге составления относительно объективной картины ситуации принимать решение будет проще.

В целях обеспечения дополнительной надежности, особенно в сложных медицинских случаях, рекомендуется посещать специалистов в сопровождении близких, готовых в ситуации сомнения относительно медицинских услуг выступить в роли свидетелей, подтверждающих позицию пациента.

Статьей 1068 Гражданского кодекса РФ определяется, что в ситуации установления ненадлежащего качества оказанной медицинской помощи ответственность ложится на руководство учреждения здравоохранения. Врач, осуществивший действия, повлекшие вред для пациента, подлежит наказанию в следующих случаях: оставление в опасности (статья 125 Уголовного Кодекса РФ), причинение человеку смерти по неосторожности (статья 109 УК), причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (статья 118 УК), халатность (статья 293 УК).

Грамотный адвокат, имеющий опыт с делами в подобной сфере, может помочь в оказании консультативной и сопровождающей помощи в рамках судебного процесса о восстановлении прав пациента, получившего недобросовестный медицинский сервис.

30.04.2014