Статьи и практика /
495
580
60
41

Ликвидация юридического лица - принудительный вариант

Под ликвидацией юридического лица понимается добровольное или принудительное прекращение существования и любой деятельности юридического лица, которое не предполагает перехода его прав, обязанностей или возможностей к другим лицам.

Существуют два типа ликвидации: добровольная и принудительная.

Принудительная ликвидация юридического лица

Принудительная ликвидация может осуществляться по различным причинам, которые можно разделить на две большие группы – ликвидация по причине нехватки имущественных средств, которые необходимы для выплат кредиторам и по требованию уполномоченных органов, если нарушалось законодательство.

Осуществляется ликвидация принудительного характера в следующих случаях:

- При осуществлении деятельности без надлежащих на то разрешений (лицензий);

- При грубых нарушениях в момент создания юридического лица, в случае, когда такие нарушения носят непоправимый и неустранимый характер;

- При осуществлении такого вида деятельности, который запрещен законом;

- При осуществлении деятельности с нарушениями закона и других правовых актов;

- При систематическом осуществлении деятельности, которая противоречит уставу организации и его положениям (относительно общественных и религиозных организаций).

С заявлением о ликвидации в суд могут обратиться те органы, которые осуществляют контроль за соблюдением всех требований и положений законодательства. Если найдены какие-либо грубые и неустранимые нарушения при регистрации, то заявление в суд подается регистрирующим органом. В данном случае – это регистрирующая (налоговая) организация. Если же, например, нарушения выявлены в требованиях к выполнению законодательства относительно ценных бумаг, то заявление о ликвидации подается ФКЦБ. Если же найдены нарушения в области конкуренции, то в таком случае в суд обращается антимонопольный орган.

По статистике, основная часть процессов по ликвидации принудительного характера инициируется налоговыми органами. Самый частый вид претензий – в случае, когда не предоставляются нужные для налогового контроля сведения или имеется несоответствие юридического адреса, который указывается во всех учредительных документах настоящему адресу (фактическому месту нахождения).

Инициаторами начала ликвидации могут быть:

- Регистрирующие органы (если не уплачены уставные капиталы, учредительные документы не соответствуют общепринятым требованиям и нормам и другое);

- Налоговые службы (в случае грубого нарушения налогового законодательства и другое);

- Прокуратура (если это требуется для защиты прав и интересов граждан, общества или государства);

- Антимонопольные службы (если осуществляемая деятельность ограничивает конкуренцию и многое другое);

- Центральный банк (если осуществляемые операции предполагают использование лицензии, а ее у организации нет и другие случаи);

- Любая другая организация или лицо (если задолженность достигла ликвидационных размеров).

Суд же принимает решение о принудительной ликвидации только тогда, когда нарушения неустранимы. Если до принятия решения все нарушения устранены, то в ликвидации отказывается. Юридическое лицо не подлежит ликвидации в случае, когда нарушения малозначительные, а их последствия – устранены. Кроме того, ликвидации подлежит только действующее юридическое лицо.

Если получилось так, что в период судебного заседания по вопросу ликвидации было выяснено, что данное юридическое лицо фактически прекратило деятельность, то может быть возбуждено дело о несостоятельности должника.

Свидетельствовать о прекращении деятельности организации может отсутствие банковских счетов за последний год, длительное отсутствие органов управления и невозможность установления места их пребывания и объяснения и свидетельства бывших работников фирмы.

Какой-либо специальный порядок ликвидации в ГК не предусмотрен, даже если арбитражный суд вынес решение о ликвидации. В таком случае процесс ликвидации происходит в обычном порядке как при добровольной ликвидации. Решение о ликвидации только в таком случае принимается не учредителями, а судом. Далее все этапы ликвидации проводятся так же, как и при добровольном варианте ликвидации. Особого внимания заслуживает момент назначения ликвидатора и ликвидационной комиссии, если учредители или неизвестны или уклоняются от процедуры ликвидации. В таком случае арбитражный суд назначает самостоятельно ликвидатора. Ликвидатор назначается арбитражным судом и в случае, если при вынесении решения о ликвидации возложение данных обязанностей на учредителей или на тот орган, который уполномочен заниматься ликвидационными процедурами в соответствии с учредительным документом, невозможно. Ликвидатором может быть назначено и физическое лицо, которое не обладает статусом арбитражного управляющего по предложению обратившегося с заявлением о ликвидации органа.

Ранее практиковалось назначение ликвидатора из числа органов, которые обратились с заявлением о ликвидации. Делалось это только в том случае, когда информации об учредителях или исполнительных органах не имелось. С течением времени такая практика прекратилась, поскольку была признана незаконной.

Обязанность по ликвидации также может быть возложена на одного из учредителей или на нескольких. В решении должно быть указано наименование и место нахождения юридического лица, что касается граждан – достаточно имени, фамилии и отчества, даты рождения и адреса (места жительства).

Деятельность лиц, на которых возложена судом обязанность по принудительной ликвидации, не отличается от деятельности ликвидационной комиссии, которая занимается добровольной ликвидацией. Каких-либо особых требований к деятельности данных лиц не предъявляется.

Главное отличие добровольной ликвидации от принудительной – принятие решения о начале данного процесса. При добровольном варианте – решение принимается учредителями, а при принудительном – судебными органами.

Что же касается всего остального, то процедура ликвидации идентична. Принудительная ликвидация не влечет ни ускорения процедуры, ни ее упрощения. Чаще случается наоборот, при принудительном варианте – налоговые инспекции осуществляют все проверки гораздо тщательнее.

Чтобы избежать ликвидации, нужно устранить нарушения, которые стали причиной подачи иска уполномоченными органами в суд. При выявлении негрубых нарушений (скажем, фиктивный юридический адрес), их можно довольно быстро устранить. Однако при серьезных нарушениях (например, ведение противозаконной деятельности) предотвратить начало ликвидации невозможно. Поэтому лучше принять все необходимые меры заблаговременно, чтобы свести любую вероятность ликвидации к минимуму.

Ликвидация вне зависимости от того добровольная она или принудительная – процесс довольно сложный и ответственный. Помощь опытного юриста в такой ситуации как никогда кстати. Доверив всю работу профессионалу, можно быть уверенным в том, что любая деталь будет учтена и все документы и заявления будут оформлены надлежащим образом.    


22.11.2013