Статьи и практика /
495
580
60
41

Как подать претензию?

Как быть, если приобретенный прибор оказался неисправным? Если вещь, побывавшая в химчистке, оказалась испорчена? Или ремонт в квартире затянулся сверх всяких сроков? Во всех этих случаях вы можете реализовать свои права, закрепленные в Законе «О защите прав потребителей».

Первым делом нужно будет написать претензию (письменное обращение к ИП или организации, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением его обязательств). В претензии необходимо указать требования, которые предусматриваются Законом. Важно помнить, что основное требование заявить можно только одно и лишь к одному из контрагентов (продавцу или изготовителю, импортеру или исполнителю и т.д.).

Вначале, перед написанием претензии надо проверить еще раз: кем был вам продан товар (выполнена работа или оказана услуга). В случае, если вы сохранили кассовый или товарный чек, в реквизитах его можно найти сведения о компании или ИП, такие как ОГРН, ИНН и некоторые другие.

Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых отправляется контрагенту (продавцу, исполнителю или изготовителю), а на втором данный контрагент должен поставить отметку о её получении. Контрагентом (исполнителем, продавцом, изготовителем) считается ИП или же юридическое лицо, продавшее вам товар или оказавшее услуги, а не конкретный сотрудник, взаимодействовавший с вами. В связи с этим, претензия может быть вручена любому работнику, являющемуся представителем контрагента. Претензия может быть передана лично не только по адресу, где вы приобрели товар (получили услугу и т.д.), но и в любом филиале, где данный контрагент осуществляет свою деятельность. Иногда бывает так, что недобросовестные продавцы меняют место своего размещения, и потому, обратившись по адресу, где вы приобретали товар ненадлежащего качества, вы можете обнаружить совсем другой магазин. Однако, в этом случае не стоит отчаиваться. Данные о зарегистрированных ИП и юридических лицам вы можете получить в регистрирующем органе, которым выступает налоговая инспекция в соответствующем городе или районе. Особенно хорошим подспорьем в данном случае окажутся сохраненные товарные и кассовые чеки. Если продавец или исполнитель был ИП, но ко дню подачи претензии прекратил осуществление своей деятельности, это значит, что претензию подать нельзя.

А вот с юридическими лицами ситуация иная. Когда юр.лицо ликвидировано или же фактически завершило свою деятельность и правопреемник отсутствует, в каждом конкретном случае подход должен быть разным. Лучше всего в подобной сложной ситуации обратиться за помощью к юристу.

Когда по каким-то причинам изготовитель (исполнитель, продавец) отказывает в приеме претензии, или не желает ставить пометку о получении на вашей копии, можно отправить претензию заказным письмом с уведомлением о вручении. Есть и другой вариант – в присутствии двух свидетелей (ими могут быть ваши родственники или друзья) вручить претензию любому работнику контрагента. На втором экземпляре делается запись о том, что претензия была вручена такого-то числа в присутствии свидетелей. Свидетели должны расписаться и оставить свои паспортные данные и адреса на второй копии претензии. Нужно также учитывать, что эти свидетели затем могут быть вызваны в суд, чтобы подтвердить факт вручения претензии.

После получения претензии контрагент должен вынести решение о рассмотрении данного требования. Например, если было принято решение о проведении проверки качества проданного товара, контрагент должен вас известить о том, где и когда она будет проведена. В случае, если наличие недостатков не оспаривается, но после проведения проверки качества контрагент решил, что недостатки были вызваны вашими неправильным действиями или бездействием, продавец должен провести еще и экспертизу.

Потребитель имеет право участвовать как в проверке качества, так и при проведении экспертизы. Чтобы избежать возможных недоразумений, мы рекомендуем в тексте претензии указать просьбу об информировании вас о времени и месте проведения экспертизы или проверки качества товара с указанием лиц, которыми они будут проводиться.

Стоит также обратить внимание на то, что законом продавец не обязуется отвечать вам письменно. По закону он должен в установленные сроки или удовлетворить ваши требования или же отказать в удовлетворении. Под отказом в такой случае понимается и фактический отказ и просто бездействие контрагента. Всё это нужно учесть при написании претензии. Когда дело качается денежных выплат (неустойки или убытков, цены товара ненадлежащего качества), то нужно в тексте претензии указать сумму и точные реквизиты вашего счета в банке, куда контрагент смог бы перевести денежные средства. Когда требование касается предмета или вещи, нужно указать название и местоположение данной вещи.

Если ваше требование не было удовлетворено, рекомендуем еще раз оценить правомерность своих запросов, а если самостоятельно сделать это окажется затруднительным, обратитесь за консультацией к юристам. Обратиться в суд вы можете и самостоятельно, составив исковое заявление, но наилучшим решением будет прибегнуть к услугам опытных адвокатов, специализирующихся на гражданских делах подобного рода.


15.07.2013